Развитие творческих способностей

.. Если вы не получаете того, что любите, вам остается только полюбить то, что достается. Джордж Бернард Шоу.
Общие психологические правила развития и творчества детей
— Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили в ребёнке.
— Ребёнку нравится творить самому, а не быть средством достижения чьих-то целей.
— Ребёнок – самое деятельное существо в мире. Задача воспитателя – включать его в развивающую и воспитательную деятельность.
— Нет ребёнка, у которого не было бы любимого занятия. Найдите его.
— Ребёнку важно, чтобы его успех был замечен.
— Влияйте на мотивацию деятельности и поступков ребенка.
— Когда это необходимо, не отказывайте ребенку в ласке. Помните: Ваши руки обладают магической силой!
— Не бойтесь конфликтовать с ребенком, но конфликтуйте конструктивно.
— Привлекайте детей в принятии решений, учитывайте их мнения.
— Поощряйте самостоятельность суждений, активность, учитывайте личностные качества детей.
— Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой, побуждением к действию.
— Рассматривайте ребенка как равноправного партнера в общении, т.к. вы от него можете узнать много интересного.
— Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой.
— Умейте занять позицию ребенка, встать на его место, это вам поможет и в повседневной жизни.
— Умейте слушать и слышать ребенка.
— Уважайте ребенка, проявляйте готовность поблагодарить его за что-то хорошее, а при необходимости не забудьте извиниться перед ним.
— Подходите к ребенку с положительным прогнозом.
— Не забывайте своих обещаний, как в наказании, так и в поощрении.
Условия эффективного развития творческого мышления
— Творить ребёнок способен только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей педагогов должно быть – устранение негативных проблем ребёнка и поддержка благоприятного эмоционального климата в группе.
— Создаются ситуации выбора.
— Процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения.
— Организуется сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого.
— Используются технологии развития творческого мышления (задания по обучению детей способам разрешения противоречий, решение проблемных ситуаций и т.д.).
Торренс выделяет принципы, которыми должен руководствоваться взрослый, чтобы поощрять творческое мышление:
— Внимательное отношение к необычным вопросам. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
— Поощрение высказывания, уважительное отношение к необычным идеям.
— Показать детям, что их идеи имеют ценность. Похвала.
— Предоставлять удобные случаи для самостоятельного, неоцениваемого обучения и хвалить за это.
— Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от критики в адрес ребёнка.
— Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
Хорошие упражнения для интеллекта
Решить кроссворд.
Сымпровизировать.
Разобрать трудный текст.
Приготовить изысканный ужин.
Отчетливо представить лицо приятеля.
Постараться вспомнить со всеми подробностями, когда вы последний раз ели мороженое.
Прочитать наизусть сонет Шекспира от конца к началу.
Назвать по именам своих первых учителей.
Продолжить ряд 2, 4, 8, 16 как можно дальше.
Выучить новый язык.
Убедительно солгать.
Написать программу на компьютере.
Разобраться, как работает тостер.
Написать пейзаж.
Сменить плохое настроение на хорошее.
Поразмышлять о бесконечности.
Сочинить «документальную драму».
Вспомнить в деталях важный разговор, который произошел месяц назад.
Поговорить с начальником о прибавке оклада.
Держать себя в руках.
Переоборудовать спальню.
Задать вопрос влиятельному лицу.
Написать реферат по философии.
Объяснить четырехлетнему ребенку, почему небо голубое.
Обсудить условия контракта.
Развлечься компьютерной игрой.
Искать истину…
Писатель-фантаст Станислав Лем обладает удивительным даром говорить, казалось бы, очевидные вещи с необычайным глубокомыслием. Вот некоторые из его высказываний:
— Иногда надо замолчать, чтобы вас услышали.
— Выход обычно там же, где и вход.
— Находясь на вершине, вы находитесь на краю бездны.
— Первое условие бессмертия есть смерть.
— Нередко темные окна являются ясным доказательством.
— Бывает и такое, что колокол раскачивает звонаря.
— Момент осознания недостаточности своего дарования есть первое озарение гения.
— За каждым углом вас ждет новое направление.
— Вопросительный знак — это усталый восклицательный.
— В пустом запечатанном конверте лежит тайна.
— Даже его невежество энциклопедично.
— Подумайте, прежде чем задумываться!
Как развивать умственные способности ребенка. Советы для родителей.
— В первые годы жизни ребенок нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Любовь, которая нужна не просто в душе матери, она должна выражаться реально — в прикосновении, в ласковых словах, в самом присутствии матери рядом с ребенком.
— До 6 лет категорически нельзя ругать за сломанные игрушки.
— Климат в семье. Вероятность, что ребенок будет любить чтение, если этого не любит мать, очень невысока. А вот возможность того, что для ребенка любимым развлечением станет телевизор, если в семье именно он — главный досуг, почти стопроцентная.
— Необходимо, чтобы ребенок получал радость, удовольствие от самого процесса интеллектуальной деятельности.
— Поощрять активность ребенка.
— Четкость и последовательность требований и минимальность запретов к ребенку от всех членов семьи (японская модель).
— Научить любить чтение. Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия.
— Нельзя хотя бы до школьного возраста (а лучше до 10 лет) делать интеллектуальную деятельность только предметом долга. утвердить у ребенка чувство и мысль, что умственная деятельность — это радость.
— Постарайтесь найти интеллектуальную задачу, одинаково интересную обоим, родителю и ребенку. Очень многое ребенок начинает любить именно в совместной деятельности с родителями.
— Найдите группу заинтересованных в умственной деятельности детей и запишите туда ребенка. Как говорится, с кем поведешься…
“…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”. В.А. Сухомлинский

Зезюлинская Инна — детский, семейный психолог, психолог-консультант ЦПП.