Индивидуальная консультация психолога, особенности, этапы.

Индивидуальная консультация психолога является одной из форм профессиональной помощи клиенту, оказавшемуся в сложной ситуации, требующей помощи специалиста. В процессе работы выбираются эффективные средства и методы, позволяющие клиенту лучше узнать и понять самого себя, использовать на практике полученные знания для устранения факторов, мешающих личностному развитию, снижающих качество жизни.

История

Индивидуальное психологическое консультирование начало тиковаться сравнительно недавно. Спрос на эту услугу сформировался в середине прошлого века. Впервые эта форма психологической помощи появилась в США еще в XIX столетии. Промышленная революция, стремительное развитие образовательной системы, интенсивная эмиграция оказали неблагоприятное воздействие на психологическое состояние граждан.

Люди, у которых не было клинических психических заболеваний, нуждались в помощи специалистов. Причины обращения к психологам были различными: понижение самооценки, кризис, возрастные кризисы, проблемы в семье и на работе. Особенности психологической консультации тех времен заключались в том, что специалист только предоставлял информацию, давал советы по улучшению ситуации.

В 50-е годы прошлого века в Соединенных Штатах был принят Закон, учреждающий институты, обучающие психологов-консультантов. Это способствовало развитию молодой, важной науки. В 60-е годы вступил в силу Закон об образовании общественных Центров психического здоровья. Всплеск интереса к индивидуальному психологическому консультированию наблюдается в 90-е годы.

Задачи психологического консультирования

Индивидуальная консультация психолога решает ряд важнейших задач:

  • развитие личности, ее самореализация и социализация;
  • решение имеющихся жизненных проблем;
  • формирование правильных моделей поведения в различных жизненных ситуациях;
  • согласование социальных и личных интересов;
  • выработка умения делать выбор и нести ответственность за принятые решения.

Особенности психологической индивидуальной формы помощи

Особенности психологической консультации обусловлены формой работы специалиста с клиентом один на один. У нее есть свои плюсы и минусы. К преимуществам консультаций относятся:

  • психолог сосредотачивается на конкретном человеке, его индивидуальном внутреннем мире, что позволяет лучше понять его, выявить корни проблем;
  • специалист уделяет все внимание одному клиенту, исключаются риски психологических негативных воздействий извне;
  • соблюдается полная конфиденциальность информации;
  • методики, способы помощи выбираются эксклюзивно, что гарантирует высокую эффективность.

К недостаткам данной формы можно отнести:

  • ограниченность психологическим полем клиента;
  • у психолога нет возможности работать с близким окружением клиента, оказывающим на него непосредственное влияние.

Требования к психологу, его роль

Индивидуальная консультация психологапроводится на основе общего принципа. Он гласит: «Профессиональная деятельность консультанта обусловлена интересами клиентов, направлена на благо». Психолог должен пройти курс обучения по утвержденной программе для оказания эффективной помощи.

Однако требования к психологическому консультанту касаются не только профессиональной квалификации. Специалист должен обладать определенными личностными качествами.

Особенности психологической консультации требуют большого терпения, способности дружелюбно относиться к клиенту, умения конкретно, кратко, понятно доносить информацию. Работа с клиентами отнимает немало физических, психологических энергетических запасов. Поэтому специалисту важно заботиться о своем здоровье.

Этические принципы психолога-консультанта

В своей работе специалист должен руководствоваться этическими принципами:

  • в полной мере применять профессиональную компетентность;
  • нести ответственность за свою работу перед клиентами;
  • соблюдать конфиденциальность информации.

Порядок проведения психологической консультации

Особенности психологической консультации заключаются в индивидуальности работы с каждым клиентом. Однако есть определенные алгоритмы, которые используются в консультировании. Процесс включает несколько стадий:

  1. Выявление проблем. Консультант внимательно выслушивает клиента, проявляя заботу и искренность, что позволяет сформировать доверительные отношения, необходимые для эффективной работы. Психолог не оценивает поступки и мысли клиента, не пытается им манипулировать. Специалист лишь внимательно изучает чувства, невербальные признаки, содержание речи. На этой основе он выбирает техники, позволяющие клиенту самостоятельно определить свои проблемы.
  2. Конкретизация имеющихся проблем. На этом этапе консультант конкретизирует имеющиеся проблемы, определяя их познавательные и эмоциональные аспекты. Специалист подталкивает клиента к самораскрытию, поощряя вербализацию переживаний, выражения отрицательных эмоциональных переживаний. Достигается полное взаимопонимание с клиентом, выявляются причины появления проблем, подбираются способы их устранения. Если возникают сложности, психолог возвращается к первому этапу.
  3. Выбор альтернатив. Специалист и клиент обсуждают возможные варианты разрешения проблем. Причем подходящие реальные версии называет сам клиент, консультант лишь подталкивает его при помощи наводящих вопросов. Психолог только формулирует высказанные варианты, не навязывая собственного решения.
  4. Выработка плана реализации. Клиент и специалист вместе критически оценивают все альтернативные варианты решений. Психолог на основании своего опыта, знаний помогает в них тщательно разобраться. Варианты проверяются в процессе ролевых игр.
  5. Реализация поставленных целей. Осуществляется последовательная реализация намеченного плана. Деятельность клиента строится с учетом ритма жизни, индивидуальных обстоятельств затрат. На этом этапе важно донести до клиента о существующем риске неудач, о том, что они не должны быть причиной отказа от реализации плана.
  6. Поддержание обратной связи. Психолог работает с клиентом на этапе движения к цели, оценивает степень ее достижения, корректируя планы при необходимости. Если в данном процессе выявляются проблемы, которые были скрыты, требуется вернуться к первым этапам.