Я – системный семейный психотерапевт. Консультирую семьи и провожу семейную системную психотерапию.

Как  системный семейный психотерапевт,  я работаю с семьей как живой  системой. На практике отношение к семье как к системе означает, что изменения в системе семейных отношений затрагивают всех членов семьи, и наоборот, перемены, случившиеся с одним из членов семьи, нарушают равновесие системы в целом. В семейной системе все части и процессы целого взаимовлияют и обусловливают друг друга, это единый организм.

Такой подход позволяет работать с разными типами запросов, с которыми обращаются клиенты, и многие из них имеют прямое отношение к благополучию детей. Это могут быть запросы об отношениях в паре, детско-родительских отношениях, о семье в целом (в том числе расширенной, с дедушками-бабушками) и о семейной истории.

Например, ребенок плохо учится в школе, и маме приходится заниматься с ним по вечерам.  Она занимается с ним год, два…

Детский психолог в этом случае будет выяснять, что у ребенка с памятью и вниманием, нет ли у него проблем со сверстниками или учителями в школе. В рамках индивидуального подхода это правильные вопросы, и, задавая их, мы можем добраться до причин школьных трудностей ребенка. Поэтому семейным психологам полезно работать в команде с другими специалистами, чтобы помогать более эффективно.

Задача системного семейного психолога: увидеть, почему система заинтересована в нынешней ситуации, и понять, какие изменения в ней необходимы.  Потому что каждый человек — и мама, и папа, и ребенок — это элементы системы; у каждого есть свое место в семейной иерархии, свои роли в общей системе и подсистемах, так что их взаимодействие — это процесс.

Но вопрос «Почему ребенок так плохо учится?» я  переформулирую: «Зачем он так плохо учится?» Может быть, он таким образом привлекает к себе внимание родителей? Дети чрезвычайно чувствительны к семейному контексту и знают, как добиться внимания взрослых. Если в семье ценится образование, то ребенок будет плохо учиться, если важна честность — может начать воровать и т.д. Можно задать вопрос: «Зачем папе и маме нужно, чтобы сын плохо учился?» Например, мама делает с ним уроки и чувствует себя нужной, при деле? Или это позволяет ей меньше общаться (и ссориться) с мужем?

Системный подход утверждает, что пока не будет изменений в системе, устойчивые перемены «в отдельно взятом ребенке» также невозможны. Если с ребенком поработает детский или нейропсихолог, его внимание и память улучшатся, он станет спокойнее и усидчивее, и маме уже не надо будет каждый вечер делать с ним уроки. Это нарушит равновесие семейной системы: ребенок лишится внимания матери, мать лишится чувства собственной полезности, родители, которые вместе беспокоились об учебе ребенка, отдалятся друг от друга (или, наоборот, будут вынуждены больше общаться, раз у матери освободилось время от домашних заданий). Если не изменятся все члены семьи, система не сможет снова обрести равновесие, школьные успехи ребенка не закрепятся, и вскоре он снова начнет получать двойки.