Синдром дефицита внимания с гиперактивностью…

В 2004 г. Всемирная организация детской и подростковой психиатрии признала проблему гиперактивности- проблемой № 1.
Ни одно нарушение поведения детей не вызывает столько нареканий и разочарований, как гиперактивность или СДВГ. По сути, ребенок становится заложником своего поведения, своих проблем.
«Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответа». В. Оклендер.
Под СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперакивностью) принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами- минимальная мозговая дисфункция (ММД).
— в России таких детей 4 — 18 %,
— в США – 4 — 20 %,
— в Великобритании – 1 — 3 %,
— в Италии – 3 — 10 %,
— в Китае – 1 — 13 %,
— в Австралии – 7 — 10 %
— на Украине- 2- 12 %.
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек — 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность 3—10%.
Причины гиперактивности
— Генетические факторы: больше свойственная мальчикам. — Здоровье родителей — часто гиперактивные дети рождаются у матерей с аллергическими заболеваниями, астмой, экземой или мигренью.
— Особенности строения и функционирования головного мозга.
— Родовые травмы.
— Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни.
— Алкоголизм родителей.
— Асоциальная психопатия.
— Аффективные расстройства.
— Неправильное питание — имеются в рационе ребенка большого количества шоколада, сахара, молочных продуктов, белого хлебу, помидоров, апельсинов, яиц.
— Дефицит в организме ребенка жирных кислот и питательных элементов (магния, витамина В-12) — симптомами является постоянное ощущение жажды, сухость кожи, сухие волосы, частые иски, к мочеиспусканию, случаи алергійних заболеваний.
— Неправильное воспитание- вседозволенность, непоследовательность поведения взрослых (наказание и поощрение со стороны разных взрослых за один и тот же поступок).
Основные проявления гиперактивности- три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым мы наблюдаем, гиперактивен.
Комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка
— Медицинские, психологические и педагогические задачи тесно перекликаются и невозможно провести разграничительную черту между ними.
— Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.
— Большинство экспертов сходятся во мнении, что сочетание медикаментозного лечения с обширной практикой управления поведением – это наилучший подход к коррекции СДВГ у детей.
КОРРЕКЦИЯ В СЕМЬЕ
При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей
— Проявление чрезмерной жалости и вседозволенности
— Постановка завышенных требований в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
I ГРУППА / Внешняя сторона поведения близких ребенку взрослых людей/
Сдерживать свои бурные аффекты. Воспитывайте в себе интерес к глубокому познанию ребенка.
Избегайте категоричных слов и выражений.
Следите за своей речью.
II ГРУППА / Организация среды и окружающей обстановки в семье/
Постарайтесь выделить для ребёнка комнату или ее часть для занятий, игр, уединений.
Составьте распорядок дня и четко соблюдайте его.
Определите для ребенка круг его обязанностей.
III ГРУППА /Активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребёнка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально/
Использовать эмоциональные воздействия через интонацию голоса, мимику, жесты
Полезно!
Музыка Моцарта действует на психику гиперактивного ребенка лучше валерианки!