Преподаватель: Агеева Ирина Викторовна, врач психотерапевт, акушер-гинеколог-эндокринолог, преподаватель Московского института психоанализа, обучающий психотерапевт МОКПО, действительный член ОППЛ. Член Международного общества психосоматического акушерства и гинекологии.

О программе

Целью программы повышения квалификации является формирование профессиональной компетентности в области  репродуктивной психосоматики, репродуктивной и перинатальной психологии, психосоматической эндокринологии. 

Основные форматы проведения занятий: теоретические и практические семинары, разбор клинических случаев, демонстрационные психотерапевтические сеансы, личная терапия. 

В процессе обучения слушатели познакомятся с:

  • особенностями психофизиологии  репродуктивной сферы  и основами перинатальной психологии,
  • особенностями репродуктивной психосоматики и многогранностью проявлений психосоматических заболеваний репродуктивной сферы в разных возрастных периодах женщины,
  • психосоматической эндокринологией и ее связями с репродуктивной системой, 
  • психологическими причинами бесплодия и невынашивания беременности, особенностями работы с репродуктивными потерями,
  • базовыми психологическими конфликтами, лежащими в основе репродуктивной психосоматики и психологическими ролями репродуктивной системы,
  • психосоматическими стратегиями и способами избегания реализации репродуктивных ролей через призму заболеваний репродуктивной системы,
  • психоаналитическими теориями  развития    психосоматических заболеваний репродуктивной сферы,
  • особенностями формирования психоаналитического пространства в психотерапии пациентов, страдающих репродуктивными нарушениями,
  • причинами мужского бесплодия и психологическим формированием отцовства,
  • особенностями психологического состояния семейной системы, проходящих лечение в клиниках ВРТ (ЭКО, ИКСИ, суррогатное материнство и др).
  • глубинно-психологическими аспектами женского репродуктивного здоровья и кризисами репродуктивных инициаций.

Результаты обучения для слушателей:

  • формирование целостной системы знаний в области репродуктивной психосоматики, психосоматической эндокринологии и перинатальной психологии,
  • знания возрастных психосоматических особенностей  женской репродуктивной системы от менархе до менопаузы,
  • знакомство с репродуктивным психосоматическим словарем, позволяющим   понимать «язык тела» и узнавать историю органа, который «говорит на символическом языке болезни»,
  • практические инструменты для психодиагностики и психокоррекции, включающие возможности рисуночных техник,  сказкотерапии, тестовых  методик и др.
  • знания особенностей работы с семейными и родовыми сценариями в репродуктивной психосоматике,
  • психотерапевтические возможности работы с образом тела и болезни,
  • понимание особенностей, показаний и противопоказаний психотерапии во время беременности и владение навыками психодиагностики и психотерапии,
  • знания психотерапевтического сопровождения  в программах ЭКО,
  • владение новыми методами психокоррекции и интегративной психотерапии,   которые расширят  психотерапевтический диапазон  работы не только с психосоматикой, но и более широким спектром психологических проблем клиентов.

Категория слушателей:  специалисты с высшим психологическим и медицинским образованием (психологи, педагоги-психологи, психотерапевты, акушеры-гинекологи, педиатры, эндокринологи, врачи другой специальной и общей медицинской практики),  а также студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов высших учебных заведений.

Содержание программы:

Модуль 1.  Репродуктивная психосоматика и основы перинатальной психологии

23-24-25 мая 2020 г.

     Теория: Репродуктивная психосоматика и психоанализ 

     репродуктивной сферы. Основы перинатальной психологии

  • Репродуктивная психосоматика  как отдельное направление психосоматической медицины и репродуктивной психологии.  Особенности и отличие  репродуктивной и общей психосоматики. 
  • Онтогенез репродуктивной сферы. 
  • Психофизиологии репродуктивной сферы. Системная взаимосвязь физиологической, телесной и психической составляющих. Понятие гестационной доминанты.
  • Глубинно-психологические теории развития (травма рождения О. Ранка, теория психосексуального развития З. Фрейда, теория объектных отношений М. Кляйн, объектная теория Дж.В. Винникотта, теория привязанности Д. Боулби, микропсихоанализ С.Д. Фанти, трансперсональная психология С. Грофа). 
  • Основы перинатальной психологии.
  • Вклад отечественной психологии в развитии репродуктивной и перинатальной психологии. Онтогенетическая концепция материнства Г.Г.Филипповой.
  • Этапы формирования гендерно-ролевой идентичности и образа младенца на этапах психосексуального развития.  Роли и значение  семейной системы.
  • Репродуктивная психосоматика – как отражение психологического конфликта в развитии гендерно-ролевой идентичности. Заболевания репродуктивно-эндокринной сферы – как психосоматические маркеры психологического конфликта.
  • Основные принципы психотерапии пациентов, страдающих нарушениями репродуктивной сферы. 

      Практика: 

  • Значение и особенности рисуночного четырехблочного теста – “Человек” в диагностике поло-ролевой идентичности.
  • Определение и диагностика психологической готовности к беременности и материнству. 
  • Возможности диагностических и коррекционных рисуночных методик. Особенности работы с рисунками “Я и мой ребенок”, “Я и родитель моего пола”, “Путешествие в страну беременность”, “Моя семья”. (Г.Г.Филиппова).
  • Репродуктивная сказкотерапия в психотерапии пациентов, страдающих нарушениями репродуктивной сферы. Диагностические и психокоррекционные возможности.
  • Интерпретация цвета и символов, отраженных в рисуночных методиках и сказкотерапии.
  • Ведущие методы интегративной психотерапии пациентов, страдающих репродуктивными нарушениями. Роль и значение кататимно-имагинативной психотерапии (психотерапия по методу символдрамы). 
  • Демонстрация и разбор показательных клинических случаев.

Модуль 2. Репродуктивные психосоматические стратегии

20-21-22 июня 2020 г.

Теория:  Психологические роли репродуктивной системы. Психосоматические стратегии и способы избегания психологических ролей. Репродуктивный психосоматический словарь.

  • “Бессознательное использование своего тела женщиной”. Как научиться понимать “язык тела” и изучить “историю органа, говорящего на символическом языке болезни”. Репродуктивный психосоматический словарь.
  • Психологические роли репродуктивной системы.
  • Психосоматические стратегии и способы избегания реализации репродуктивных ролей  через призму заболеваний репродуктивной сферы. 
  • Этапы женского репродуктивного цикла. Соотношение психической, физиологической и телесной составляющих на каждом этапе.
  • Психофизиология менструального цикла. 
  • Психология и физиология беременности.  
  • Стили переживания беременности: диагностическое и прогностическое значение. 
  • Психосоматические стратегии избегания будущего материнства во время беременности в зависимости от стиля переживания беременности.
  • Репродуктивные потери – классификация и особенности психотерапии. 

Практика:

  • Диагностика  психосоматических особенностей менструального и репродуктивного цикла: рисуночные методики, сказкотерапия, анализ сновидений.
  • Работа с рисунками: “Плодовое дерево на лугу”.
  • Сказки, рисунки и метафоры, отражающие символическое значение болезни. 
  • Практика работы с ассоциациями, связанными с образом тела и болезнью.
  • Диагностическая и психокоррекционная значимость работы с образом “Тотемное животное”.
  • Психологическое сопровождение и психотерапия во время беременности. Показания и противопоказания. 
  • Возможности и особенности работы с мотивами основной и средней ступеней символдрамы. Диагностическая и терапевтическая значимость мотивов  “Сосуд”, “Гончарная мастерская”
  • Метафорическое значение земли и луга в психотерапии привычных потерь беременности.  Работа с образом “Прощание с потерями”.
  • Демонстрация и разбор показательных клинических случаев.

Модуль 3. Особенности психотерапии репродуктивных нарушений

3-4-5 июля 2020 г.

Теория: Формирование психоаналитического пространства  в психотерапии пациентов, страдающих репродуктивными нарушениями. Состояние семейной системы в супружеских парах, страдающих бесплодием. Психология ВРТ.

  • Отражение психоаналитических теорий  психосоматических заболеваний в репродуктивной психосоматике. 
  • Особенности проведения первичного интервью пациентов, страдающих психосоматическими заболеваниями репродуктивной сферы и нарушениями фертильности.
  • Формирование психоаналитического пространства в психотерапии пациентов, страдающих репродуктивными нарушениями. 
  • Состояние семейной системы в супружеских парах, страдающих бесплодием. 
  • Формирование родовых и семейных репродуктивных сценариев.
  • Психологическое состояние мужчины в ожидание ребенка. Формирование отцовства. 
  • Мужское бесплодие. Психосоматические и поведенческие маркеры избегания зачатия. Возможности психотерапии.
  • Психология ВРТ (вспомогательные репродуктивные технологии – ЭКО, ИКСИ, суррогатное материнство и др.).
  • ЭКО – как кризисная жизненна ситуация.  Психологическое и психотерапевтическое  сопровождение в программах ВРТ.

Практика:

  • Особенности работы с генограммой при изучении репродуктивных сценариев рода и личных сценариев.
  • Диагностическая и коррекционная значимость образа “Генеалогическое древо” при работе с репродуктивными сценариями. 
  • Сказкотерапия и рисуночные методики для диагностики семейной системы и качества партнерских отношений.
  • Модели системных расстановок при работе с репродуктивными нарушениями и семейной системой. Работа с кататимными предметами методами символдрамы.
  • Психологическое сопровождение в клиниках ВРТ и протоколах ЭКО.
  • Психотерапевтические возможности в протоколах ЭКО. Работа с образами “Работа в огороде”, “Посадка семян”.

Модуль 4. Глубинно-психологические аспекты репродуктивного здоровья

17-18-19 августа 2020

Теория: Глубинно-психологические аспекты репродуктивного здоровья. Кризисы женских инициаций и их психосоматические маркеры. Психосоматическая эндокринология

  • Глубинно-психологические аспекты женского репродуктивного здоровья и кризисы женских инициаций. 
  • Репродуктивные инициации или  “кровавые” инициации – менструация, роды, менопауза.
  • Психосоматические маркеры кризисов репродуктивных инициаций.
  • Нуминозное значение тройственности в жизни женщины и ее здоровье. Символ “дева – женщина — старуха” и современная семейная система “дочь – мать – бабушка”. 
  • Роль отца в формировании гендерно-ролевой идентичности дочери. 
  • Третья фаза жизни женщины как третья репродуктивная инициация. Мифы и реальность менопаузы.
  • Преждевременная недостаточность функции яичников, или ранний климакс – как психосоматическая стратегия. Особенности психотерапии. 
  • Психосоматическая эндокринология и связь с репродуктивной системой.

Практика:

  • Психотерапевтические возможности работы с сюжетом картины Г. Климпта “Три возраста женщины”.
  • Работа с образом “Репродуктивные резервы рода”.
  • Возможности сказкотерапии, рисуночных методик и образноориентированной психотерапии  с сюжетной историей “Мое тело как государство”.
  • Работа с рисунками и образами на темы: “Мое тело реальное и идеальное”, “Дерево”, “Дом”, “Предмет в доме (квартире)”.
  • Разбор показательных клинических случаев.
  • Опыт работы в малых группах.

Организатор  проекта: руководитель  Крымского  регионального отделения ОППЛ Зезюлинская Инна Алексеевна. Тел.+79788527403;    palgold@mail.ru                            

  • Стоимость  1 модуля: 5600 рублей
  • При прохождении каждого модуля выдаются сертификаты ППЛ.

Программой предусмотрены часы самоподготовки и  межмодульные встречи- практикумы (1,5 часа):

  • 4 июня 2020 г.  
  • 1 августа 2020 г.
  • Практикумы  оплачиваются отдельно (стоимость  1300 р.)