В Псифесте принимают  участие  студенты  психологического факультета  Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета в качестве волонтеров.       

В течение всей программы фестиваля студенты имеют возможность участвовать в проекте МОЛОДЕЖНАЯ ПЛОЩАДКА «Встречи с мастерами».     

 

РУКОВОДИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Авдеева Ирина Николаевна — проректор по внеучебной работе и общественным коммуникациям;

Василенко Ирина Юрьевна — заведующая кафедрой «Психология» Гуманитарно-педагогического института; 

Шитикова Марина Николаевна — психолог 1 категории Центра карьерного роста и личностного развития;

Бессонова Татьяна Ивановна — кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология» Севастопольского государственного университета.  

 

В рамках проекта был представлен доклад кандидата психологических наук, доцента кафедры «Психология» Севастопольского государственного университета «Ценностная модель современного студента-добровольца будущего психолога» (научный доклад по материалам научного исследования) 

Бессонова Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология» Севастопольского государственного университета, автор 19 научных статей, докладов, учебных пособий, разработчик учебных курсов «Психология волонтёрской деятельности», «Организация волонтёрской деятельности», учебной программы Школы волонтёров СевГУ, руководитель научной темы кафедры «Психология» «Проблема истинного добровольчества в современной психологической науке и социально-психологической практике». По данной теме подготовлено с 2006 года 25 курсовых и квалификационных работ студентов. Создана общественная лаборатория молодёжных и волонтёрских проектов.

Постановка проблемы. Проблема формирования личности добровольца (волонтёра) и смысложизненных поисков молодёжи в современной психологии занимает одно из важнейших мест, и, не смотря на это, является малоизученной в аспектах исследования тех индивидуально-психологических и личностных особенностей студентов-добровольцев, являющихся основой их осмысленной взрослой жизни и базирующейся на фундаментальных общечеловеческих ценностях. Интенция как поиск порядка и смысла жизни имеет различную направленность, но важно отметить, что готовность к смыслоутверждающим духовным идеям заложена в самой концепции истинного добровольчества и некоторых его направлений, рассмотренных в предыдущих статьях и монографии автора. Безусловно, существенно меняется картина жизни такой личности, когда в неё проникают духовные начала истинной добровольческой практики, но не социального рекрутства. 

Возникает необходимость на шестой стадии жизненного пути личности, названной как «юношество», «молодость» и длящейся примерно от 15 до 30 лет, включающей  студенческий период жизни, определить способы положительного духовного развития личности, которые могут стать программой нравственного самовыражения и самореализации личности. Решение этих вопросов актуализировано тем, что современные молодые люди испытывают в отличие от других поколений особое влияние процессов глобализации. Поиск условий и факторов формирования личности современного студента приобретает важное значение для решения многочисленных проблем взросления молодого поколения, в большинстве своём, характеризующегося как социально-инфантильное, проживающее жизнь в иллюзии непосредственной коммуникации; эмоционально-проблемное, не испытывающее живых человеческих эмоций; информационно-сетевое с отсутствием чувства опасности, времени и организации жизни;  нигилистически настроенное на настоящее и пессимистически на будущее; неспособное самостоятельно отрефлексировать нравственные и духовные ориентиры и противодействовать негативному манипулятивному воздействию  глобальных информационных сетей, навязывающих унифицирующие стандарты молодёжной субкультуры, агрессивное поведение, вредные привычки и закрепляющих у молодого поколения нравственный скептицизм.  

Главным достижением при позитивном личностном развитии на этой стадии взросления должны стать умения заботиться о другом, изначально заложенные в истинном добровольчестве как виде социальной деятельности. Нами была поставлена и достигнута цель — определить духовно-психологические ресурсы студенчества, обосновать психологический механизм формирования личности добровольца и выраженность духовных вечных ценностей у разных групп добровольцев; разработать программы, мотивирующие молодёжь к социальной активности, духовному развитию и исключающие обломовское сетевое прозябание и жизненное безволие. Актуальным стал вопрос о тех связывающих нитях, способных вытянуть молодое поколение из духовного кризиса, сплотить и сделать нравственно жизнестойким. 

Эмпирической базой исследования стали 145 экспертных глубинных интервью с активистами добровольческих отрядов Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета, проведённые в 2016- 2017 годах…  

Работа в данном направлении продолжается и сегодня определена новая задача: создать творческую группу с участием студентов, преподавателей и администрации и разработать Кодекс академической этики СевГУ к 1.09. 2019 года, базирующийся на морально-нравственных принципах и критериях студенческой самодеятельности и истинного добровольчества.  

Работы автора, с которыми можно ознакомиться: 

  1. Бессонова, Т. И. Основные условия развития патриотической рефлексии у молодёжи патриотических волонтёрских объединений / Т.И. Бессонова / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Севастополь-Сталинград: одна война, одна история (к 75-летию победы в Сталинградской битве). – Севастополь: Исторический комплекс 35-я Батарея. —  28-29 апреля 2018. —  Севастополь : Рибэст, 2018. – С. 116-121. 
  2. Бессонова, Т. И. Истинное добровольчество как интенция к духовности / Бессонова Т.И. //  Гуманитарно-педагогическое образование. – Севастополь : Рибэст, 2018. – Том 4. — №1. – С.17-24. 
  3. Бессонова, Т. И. К проблеме расширения содержательных характеристик профессиональной компетенции будущих психологов с учётом добровольческих (волонтёрских) практик // Т. И. Бессонова // Гуманитарно-педагогическое образование. – Севастополь : Рибэст, 2017. – Том 3. — № 6. – С.5-14. 
  4. Бессонова, Т. И. К проблеме исследования истинного добровольчества (волонтёрства) /       Т. И. Бессонова // Учёные записки Забайкальского государственного университета. – Том 2. — №5. – 2016 – С. 96-107. 
  5. Бессонова, Т. И. Анализ феномена добровольчества  в психологической науке /               Т. И. Бессонова // Гуманитарно-педагогическое образование. – Севастополь : Рибэст, 2016. – Том 2. — №3. – С.5-16. 
  6. Бессонова, Т. И. Основы добровольческой проектной деятельности: учебное пособие / Т. И. Бессонова . – Севастополь: «Каламо-пресс», 2016. – 92 с.(в рамках курсов по проекту обучения лидеров волонтёрского движения СевГУ: сентябрь-ноябрь 2016г.) 
  7. Бессонова, Т. И. Актуальные проблемы студенческого волонтёрского движения              г. Севастополя: модульный курс дистанционного обучения волонтёров по проекту СевГУ: сентябрь-ноябрь 2016г. – Севастополь: «Каламо-пресс», 2016. – 62 с.