Символдрама

Символдрама: введение в основную ступень

Символдрама – одна из основных психотерапевтических модальностей в России. Желаю символдраматистам больших успехов в профессиональном сообществе психотерапевтов, полной и интересной жизни, что будет способствовать объединению специалистов в области психотерапии, их духовному и профессиональному росту.

В.В. Макаров
президент ОППЛ, почетный президент ЕАП, профессор, заведующий кафедрой психотерапии, медицинской психологии и сексологии РМАПО, г. Москва
Символдрама – это драма символа, а психоанализ – это символ драмы.

А.О. Фильц
президент УСП, почетный президент ЕАП, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии Львовского государственного медицинского университета им. Даниила Галицкого, г. Львов

Воображение, образы и символы…

Миру грёз он принадлежал в большей мере, нежели реальному миру. Реальный мир … был лишь поверхностью, лишь тоненькой, прозрачной плёнкой, отделяющей исполненный грёз, надреальный мир образов.
Герман Гессе «Нарцисс и Гольдмунд»

Уникальная способность человека — возможность представлять образы. Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы: свет от далекой звезды идет до нас миллионы световых лет, а мы можем оказаться на этой звезде мгновенно, просто вообразив, что мы там. Мы можем представлять людей, которых давно уже нет на земле, переноситься в далекое будущее, когда нас уже не будет. Так образы делают нас сильнее смерти. Представление образов помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. Бывает и так, что представленный однажды образ воплощается в реальности. Тогда сплетается причудливая паутина наших желаний и действительности.

Ученые, врачи, психологи давно уже изучают сложные психические процессы, связанные с представлением образов. Пятьдесят лет назад появилось новое направление современной научной психоаналитически ориентированной психотерапии — это Кататино-имагинативная психотерапия или символдрама.

Что такое символдрама?

Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») — это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии[1], в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке[2] как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов.

Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в 1948 — 1954 гг. Важный вклад в развитие метода внёс проф. Хайнц Хенниг, проводивший исследования в Институте медицинской психологии университета им. Мартина Лютера (Галле). Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран.

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.

Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения. C феноменологической точки зрения, можно проследить параллели с детской игровой психотерапией и гештальт-терапией. В техническом плане, символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе. Тем не менее, символдрама — это не комбинация из смежных методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, Эриксоновского гипноза и аутотренинга.

[1] Глубинная психология — общее понятие для обозначения направлений психологии, придающих особое значение деятельности и исследованию разнообразных бессознательных структур и механизмов. Глубинная психология предполагает, что объяснение поведения можно обнаружить на уровне бессознательного. Классическими примерами являются теории З. Фрейда и К.Г. Юнга.
(определение Е.В. Садальской)

[2] Переработка — (нем. Bearbeitung), психоан., обработка, переработка — процесс, посредством которого пациент, находящийся в анализе, на протяжении длительного времени постепенно раскрывает для себя полный смысл какой-либо интерпретации или инсайта. (определение Е.В. Садальской)
Переработка направлена на эмоционально-личностное принятие материала, понимаемого на когнитивно-рациональном уровне.

Учебная программа МОО СРС КИП по специальности психотерапевт по методу символдрамы

Основные семинары:
Введение в основы символдрамы (А1 – 30 акад. часов)
1. Основная ступень символдрамы (А2 – 30 акад. часов)
2. Углубленная проработка основной ступени символдрамы (В1 – 30 акад. часов)
3. Интенсивная проработка основной ступени символдрамы (В2 – 30 акад. часов)
По окончании 4 семинаров выдаётся единое свидетельство о прохождении основной ступенисимволдрамы – 120 акад. часов
5. Средняя ступень символдрамы (С1 — 40 акад. часов)
6. Средняя ступень символдрамы — ассоциативный метод (С2 – 20 акад. часов, проводит только президент МОО СРС КИП, доцент МОКПО к.психол.н. Я.Л. Обухов)
Итого 180 акад. часов.

Теория и практика психоанализа и глубинно-ориентированной психологии:

Основные психоаналитические теории в символдраматической практике:
1. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, М. Кляйн, О. Кернберг, Х. Когут (Т1 – 30 акад. часов).
2. Введение в аналитическую психологию К.Г. Юнга (Т2 – 30 акад. акад. час.).
3. Введение в клиническую и психоаналитическую диагностику. Предварительное интервью. Психологические защиты. (Т3 – 20 акад. часов).
4. Психодиагностика по ОРD: общее представление и подробно оси III, IV (Т4 – 40 акад. часов).
5. Основы психоаналитического процесса. Теория объектных отношений. Теория привязанности. Символизация и интерпретация в символдраме (Т5 – 30 акад. часов).
6. Работа с сопротивлением. Работа с переносом и контрпереносом. (Т6 – 30 акад. часов).
7. Теория и практика групповой психотерапии в символдраме.
8. Супервизия, интервизия, балинтовская группа (Т10 – 30 акад. часов).
9. Неврозы. Психосоматические заболевания. Клинические и психоаналитические аспекты (Т7– 30 акад. часов).
10. Пограничные личности расстройства. Психозы. Клинические психоаналитические аспекты (Т8 – 30 акад. часов).
11. Теория сновидений. Мифы, сказки, фантазии в символдраматической практике. (Т9 – 30 акад. часов).
Итого 300 акад. часов

Индивидуальная психотерапия – 50 часов

Групповая психотерапия – не менее 100 часов (50 отдельных (!) сеансов минимум по 2 часа).
Самостоятельное проведение психотерапии под контролем супервизора (2 случая не менее 15 часов, 1 случай не менее 25 часов).

Супервизионные и интервизионные группы – 200 часов
Индивидуальные супервизии – 20 часов.
Итого — 905 акад. часов

Наши партнёры

Приглашаем к участию!

Международный образовательный проект по специальности: «Психотерапевт по методу символдрамы с использованием методов глубинно-ориентированной психотерапии»

Обучающая программа сертифицирована в соответствии с требованиями Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО, г. Гёттинген, Германия). Обучение предполагает освоен ие теории и практики психотерапии по методу символдрамы, а также начало собственной психотерапевтической практики при сопровождении опытных супервизоров. В конце обучения сдается экзамен и выдается международный диплом психотерапевта.

Мы предлагаем:

  • семинары «выходного дня» – 2 дня по 10 академических часов, с периодичностью 1 раз в месяц, что позволяет учиться в удобное для Вас время;
  • практические занятия;
  • гибкая система накопления учебных часов теории, практики и супервизий;
  • очная и дистанционная формы обучения;
  • длительность обучения от 3-х лет;
  • базовая (905 академических часов) и расширенная (1225 академических часов) программы обучения, наличие специализаций и «школ развития»;
  • 37 доцентов и 99 обучающих психотерапевтов в более чем 50 городах.

Обучение по программе символдрамы в психологии (очно, дистанционно) проводят опытные специалисты, доценты МОКПО, практикующие психотерапевты и преподаватели лучших ВУЗов Украины, России, Германии, Австрии.

Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия) – это признанное и широко распространенное во многих странах направление современной психотерапии. Это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Символдрама успешно используется во многих других направлениях современной психологии и психотерапии (психоанализ, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера и др.), а также в психодиагностике, образовательном процессе в дошкольных учреждениях, школах и вузах, в научных исследованиях.