Актуальность семейной медиации в России и мире

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) закрепил возможность урегулирования споров, возникающих из семейных правоотношений, путем медиации.

В этой связи возникает проблема интегрирования нового легитимного способа урегулирования конфликтов в сложившуюся систему органов и способов разрешения семейных споров в РФ.

Анализ состояния семейной медиации в мировой практике

Семейная медиация является одним из первых и наиболее распространенных видов медиации в мировой практике.

Термин «семейная медиация» употребляется в трех смыслах:

  • для обозначения одного из направлений медиативной практики;
  • разновидности медиативной технологии;
  • социального института.

В современной мировой трактовке получает распространение широкий подход к семейной медиации как переговорам с участием посредника по урегулированию любого семейного конфликта.

Семейная медиация определяется как процедура, в которой независимое третье лицо помогает участникам семейного конфликта улучшить взаимодействие друг с другом и принимать приемлемые для обеих сторон осознанные решения по вопросам, связанным с расставанием, разводом, детьми, финансами, имуществом [2, c. 18].

В пользу широкого подхода к определению предмета семейной медиации свидетельствуют современные наработки в области конфликтологии, где семейные конфликты относят к сфере, имеющей существенную специфику, с учетом их предмета, причин, динамики, форм протекания, социальных последствий [5].

В технологическом аспекте термин «семейная медиация» является собирательным, обозначая несколько признанных наиболее эффективными в этой сфере моделей медиации, имеющих существенное отличие от базовой (классической) технологии. В их числе экосистемная (семейно- ориентированная), трансформативная, нарративная, провокативная, восстановительная, интервенционная медиация. В узком смысле термин «семейная медиация» чаще всего употребляется для обозначения экосистемной (семейно-ориентированной) медиации, получившей наибольшее распространение.

Опыт мировой практики семейной медиации:

Учитывая распространенность и социальные последствия семейных конфликтов, современные государства уделяют особое внимание вопросам их профилактики, предупреждения и конструктивного разрешения. В этом отношении повсеместно наблюдается тенденция формирования семейной медиации как самостоятельного социально-значимого института. Получает распространение установка о том, что семейную медиацию необходимо развивать как отдельную систему для урегулирования семейных конфликтов, существующую в государстве наряду с судебной системой и имеющую преимущество по сравнению с последней.

В частности, данная идея нашла правовое закрепление в законодательстве Финляндии, где в соответствии со ст. 20 Закона о браке приоритетным способом разрешения семейных конфликтов, в том числе правового характера, признаны переговоры между членами семьи и заключение соглашения. При возникновении семейного спора стороны вправе обратиться за содействием и поддержкой к медиатору, основной задачей которого является обеспечение конфиденциального и доверительного диалога между членами семьи в целях урегулирования разногласий с учетом интересоввсех участников [4].

Как правило, семейная медиация регламентируется отдельно от иных видов медиации в отраслевом брачно-семейном или специальном законодательстве (например, в Англии и Уэльсе, Финляндии, Австралии) [4]. На международном уровне примером самостоятельной регламентации вопросов семейной медиации может служить Рекомендация Европейского Союза Rec № (98)1 [9].

Особенности правового регулирования семейной медиации заключаются, прежде всего, в том, что в исключение из принципа добровольности процедуры медиации, государство активно использует данную процедуру в качестве обязательного этапа в разрешении споров, вытекающих из семейных правоотношений. Как правило, законодательство обязывает спорящие стороны по семейным делам посетить информационную сессию по медиации, где им разъясняется сущность, возможности и преимущества данной процедуры, а также проводится оценка медиабельности спора.

В частности, в Великобритании с Законом о семье 1996 г. юрист обязан направлять клиентов, обратившихся за юридической помощью по семейному спору и обладающих правом на ее бесплатное предоставление, к медиатору для проведения предварительной информационно-оценочной сессии.

В Австралии с 2007 г. обязательно досудебное обращение к аккредитованным семейным специалистам по спорам о воспитании детей при разводе родителей (за исключением случаев, когда спор связан с насилием в семье или похищением детей) [4].

Как правило, семейная медиация регламентируется отдельно от иных видов медиации в отраслевом брачно-семейном или специальном законодательстве (например, в Англии и Уэльсе, Финляндии, Австралии) [4]. На международном уровне примером самостоятельной регламентации вопросов семейной медиации может служить Рекомендация Европейского Союза Rec № (98)1 [9].

Особенности правового регулирования семейной медиации заключаются, прежде всего, в том, что в исключение из принципа добровольности процедуры медиации, государство активно использует данную процедуру в качестве обязательного этапа в разрешении споров, вытекающих из семейных правоотношений. Как правило, законодательство обязывает спорящие стороны по семейным делам посетить информационную сессию по медиации, где им разъясняется сущность, возможности и преимущества данной процедуры, а также проводится оценка медиабельности спора.

В частности, в Великобритании с Законом о семье 1996 г. юрист обязан направлять клиентов, обратившихся за юридической помощью по семейному спору и обладающих правом на ее бесплатное предоставление, к медиатору для проведения предварительной информационно-оценочной сессии.

В Австралии с 2007 г. обязательно досудебное обращение к аккредитованным семейным специалистам по спорам о воспитании детей при разводе родителей (за исключением случаев, когда спор связан с насилием в семье или похищением детей) [4].

  • Для реализации программ семейной медиации предусматривается более или менее широкое государственное финансирование. Например, в Ирландии всем супружеским парам предоставляется бесплатная медиация (данное правило в сочетании с нехваткой материальных ресурсов и кадров обусловило существование очереди на семейную медиацию).
  • В Дании бесплатная досудебная и судебная медиация предоставляется лицам, у которых есть сложности с посещением ребенка.
  • В Англии услугами семейного медиатора бесплатно пользуются лица, материальное положение которых соответствует установленным критериям. В Австралии деятельность Центров семейных отношений финансируется за счет федерального бюджета страны. В Австрии Консультативный совет медиаторов финансируется, в основном, государством [4; 10].

Одной из ярко выраженных тенденций в правовом регулировании семейной медиации является ее профессионализация. В большинстве государств вводится процедура государственной аккредитации семейных медиаторов после прохождения специальной подготовки, разрабатываются и утверждаются образовательные стандарты обучения семейных медиаторов.

В качестве особенности семейной медиации специалисты отмечают необходимость практики со-медиации (ко-медиации). Например, в Австрии распространена модель междисциплинарной семейной ко-медиации – проведение медиации двумя медиаторами, один из которых является специалистом в области психологии (психолог, психотерапевт или лицо, имеющее соответствующее образование в области семейных конфликтов), а второй – в области юриспруденции (юрист, адвокат, нотариус). Распространена также практика формирования ко-медиациционного состава и по половому признаку для обеспечения гендерного равенства сторон при проведении медиации.

Особенностью семейной медиации является повышенное внимание к обеспечению интересов ребенка. Данный принцип нашел свое отражение в Рекомендации Комитета Министров Совета Европы Rec № (98)1 о медиации в семейных спорах, в соответствии с которой медиатору рекомендуется уделять особое внимание интересам ребенка и напоминать родителям об их основной обязанности заботиться о благополучии общих детей.

В этой связи наиболее востребованной медиативной технологией для разрешения семейных споров повсеместно стала экосистемная (семейно- ориентированная) медиация.

По этой же причине семейному медиатору предоставляется право прекратить медиацию, если соглашение сторон явно противоречит интересам ребенка [10].

Таким образом, формирование института семейной медиации связано с активным участием в данном процессе государства путем популяризации идеи медиации (в том числе путем введения правила об обязательности посещения сторонами по отдельным наиболее значимым категориям семейных споров информационных сессий по вопросам медиации), обеспечения правового регулирования и государственного финансирования соответствующих социальных проектов, включающих, в том числе, подготовку специалистов в сфере семейной медиации.

Выводы:

Основными направлениями развития семейной медиации в РФ могут быть определены: институализация семейной медиации и ее интегрирование в систему гражданской юрисдикции путем соответствующего правового регулирования в отраслевом брачно-семейном или специальном законодательстве и последовательного проведения в законодательстве принципа приоритета семейной медиации перед юрисдикционными способами разрешения споров;

Основными направлениями развития семейной медиации в РФ могут быть определены:

  • популяризация семейной медиации (в том числе путем введения правила об обязательности посещения сторонами информационной сессии по вопросам медиации);
  • организация государственной системы подготовки семейных медиаторов, предусматривающей освоение различных психолого-ориентированных моделей медиации (экосистемной, трансформативной, нарративной и т.п.), а также практики междисциплинарной (психолог-юрист) медиации, с введением соответствующих образовательных стандартов;
  • обеспечение государственного финансирования программ семейной медиации по наиболее социально-значимым категориям семейных споров (в частности, о воспитании детей).